ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса выполнена на основе программы элективного курса по физике для учащихся 7 класса «Познай физику в задачах и экспериментах», автора В.А. Мосейчук, учителя физики в соответствии
с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования
Предлагаемый элективный курс в 7 классе рассчитан на 16 часов (1 ч в неделю в течение полугодия) для учащихся, проявляющих повышенный интерес к физике. Программа предусматривает не только расширение знаний учащихся по физике, но и развитие экспериментальных навыков школьников. Для этого большая часть всего времени отводится на выполнение практических заданий, выполняемых школьниками самостоятельно.
Экспериментальные задания содержат рекомендации по методике их использования, представлены образцы их выполнения, даны пояснения к ним. Некоторые из них рекомендуется выполнять несколькими способами с использованием разного оборудования.
В учебно-методическом приложении подобраны экспериментальные задания по основным темам традиционного курса физики для 7 класса.
Проведение данного курса позволяет с помощью проводимых исследовательских работ
расширить возможности "круга общения" учащихся с физическими приборами,
сделать процесс формирования экспериментальных навыков более эффективным,
повысить интерес к изучению предмета.
При выполнении экспериментальных заданий, учащиеся овладевают физическими методами познания:
собирают экспериментальные установки,
измеряют физические величины,
представляют результаты измерений в виде таблиц, графиков,
делают выводы из эксперимента,
объясняют результаты своих наблюдений и опытов с теоретических позиций.
Цель элективного курса:
развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний.
Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач:
раскрытие зависимостей, выраженных физическими законами, закономерностями, путем измерения физических величин;
осознание и понимание физических явлений и законов;
формирование у учащихся умений и навыков по использованию в экспериментальных работах простейших измерительных приборов и приспособлений;
обеспечить прочное и сознательное овладение системой физических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для физической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе.
Место учебного предмета в учебном плане:
В учебном плане МКОУ Тогучинского района «Киикская средняя школа» на изучение курса «Физика в экспериментах» отводится следующее количество часов: 16.
Формы и методы организации занятий:
практические занятия по решению экспериментальных задач фронтально, в группах, в парах.
Текущий контроль и оценка: устный опрос, самоконтроль, взаимоконтроль; итоговая оценка - «зачет», «незачет».
ЛИНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКТОВ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ДАННОМУ КУРСУ
№
Учебники
Учебные
пособия
Методические пособия
А.В. Учебник «Физика 7 класс». Москва, «Дрофа», 2013
Перышкин А.В. Сборник задач по физике: 7-9 кл. ФГОС: к учебникам А.В. Перышкина и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
В.А, Кабанов С.Ф, Свиридов В.И. Фронтальные экспериментальные задания по физике. Москва «Просвещение», 1981
В.А, Кабанов С.Ф, Свиридов В.И. Фронтальные экспериментальные задания по физике. Москва «Просвещение», 1981
Медиатека ресурсов к курсу "Физика 7, 8, 9 классы". Конструкторы уроков. УМК "Физика 7, 8, 9" - электронное приложение к учебникам 7, 8, 9 классы. Москва "Просвещение СФЕРЫ". 2015
приложение к учебникам 7, 8, 9 классов А.В. Перышкина. Конструкторы уроков. Москва "Дрофа". 2014
РАЗДЕЛ I.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами изучения курса «Физика в экспериментах » в 7-м классе является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Средством достижения этих результатов служит организация на уроке парно-групповой работы.
Метапредметными результатами изучения курса «Физика в экспериментах» в 7-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться отличать верное выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять физические рассказы и задачи на основе простейших физических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в методических рекомендациях даны такие варианты проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса «Физика в экспериментах» в 7-м классе являются формирование следующих умений:
1-й уровень (необходимый)
Семиклассник научится:
Понимать смысл понятий:
физическое явление, физический закон, физические величины, взаимодействие;
смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
смысл физических законов:
закон Паскаля, закон Архимеда.
2-й уровень
Семиклассник получит возможность научиться:
- собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку и проводить наблюдения изучаемых явлений;
- измерять массу, объём, силу тяжести, расстояние; представлять результаты измерений в виде таблиц, выявлять
эмпирические зависимости;
- объяснять результаты наблюдений и экспериментов;
- применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений;
- выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;
- решать задачи на применение изученных законов;
- приводить примеры практического использования физических законов;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.
РАЗДЕЛ II.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (16 ЧАСОВ)
Физика и физические методы изучения природы. Наблюдение и описание физических явлений. Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений.
Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Физические модели. Физика и техника.
Определение цены деления шкалы измерительного прибора. Измерение длины. Измерение объема жидкости и твердого тела. Измерение температуры. Измерение плотности жидкости.
Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.
Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.
Сжимаемость газов. Диффузия в газах и жидкостях. Модель хаотического движения молекул. Модель броуновского движения. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров. Принцип действия термометра.
Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости. Графики зависимости пути и скорости от времени. Измерение скорости равномерного движения. Средняя скорость движения.
Явление инерции. Масса тела. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил, направленных вдоль одной прямой. Сила упругости. Зависимость силы упругости от деформации пружины. Методы измерения силы. Сила тяжести. Всемирное тяготение. Искусственные спутники Земли. Вес тела. Невесомость. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.
Сила трения. Момент силы. Условия равновесия рычага. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел. Нахождение центра тяжести плоского тела.
Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Методы измерения энергии, работы и мощности.
Давление. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. Атмосферное давление. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Методы измерения давления. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условие плавания тел.
РАЗДЕЛ III.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование
Основные виды учебной деятельности учащихся
Предметные действия
Метапредметные результаты
Познавательные
УУД
Регулятивные
УУД
Коммуникативные УУД
Физика – наука о природе
(2 часа)
Определить цену деления и погрешность.
Определять объем жидкости с помощью мензурки.
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами
Строение
вещества
(2 часа)
Приводить примеры, доказывающие существование молекул; определять состав молекул.
Определять размер малого тела.
Проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели.
Уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Движение и взаимодействие тел
(6 часов)
Приводить примеры различных видов движения материальной точки, доказывать относительность движения, пути, траектории.
Применять формулы скорости; переводить единицы измерения скорости в СИ.
Определять массы тел, их объемы, плотности. Работать с табличными данными, переводить единицы плотности в СИ.
Работать с весами, мензуркой.
Пользоваться динамометром.
Графически изображать силу и находить равнодействующую нескольких сил.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Давление твердых тел, жидкостей и газов
(4 часа)
Проводить эксперимент по определению давления бруска.
Объяснять причины возникновения архимедовой силы. Определять атмосферное давление, силу Архимеда. Работать с таблицей. Выяснять условия плавания тел.
Проводить опыты.
Устанавливать причинно-следственные связи.
Проводить самоконтроль.
Умение выделять главное.
Уметь делать вывод.
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения
Энергия. Работа. Мощность.
(1 час)
Определять механическую работу, мощность, энергию и КПД простого механизма.
Выполнять опыт и проверять условие равновесие рычага.
Приводить примеры полезной и затраченной работы.
Устанавливать причинно-следственные связи.
Умение проводить опыты, делать выводы, обобщать.
Проводить самоконтроль.
Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера
Уметь работать в малых группах
Итоговое
повторение
(1 час)
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения
|